Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражение скоморохов, гусляров, кукольный Петрушка, хороводы и есть универсальная форма поведения человека. По этому народные, фольклорные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Игровая орнаменталика - обязательный признак народных игр. К ним можно отнести: язык игры (понятийность, речевой словарь); музыку, ритмику, если она входит в контекст игры; игровые жесты; фольклорные говорилки, жеребьёвки, дразнилки, речевые подковырки, заклички, приговорки, считалки. Хороводы и народные хороводные игры уже почти утратили свой сакральный смысл, но, тем не менее, хоровод не уходит и не уйдёт никогда из нашей жизни. Едва научившись ходить, мы берёмся за руки, встаём в круг и поём имениннику: «Испекли мы каравай». Потом всё детство нас кружат хороводы вокруг новогодней ёлочки. Рука в руке - детская дружба на всю жизнь, круг, как символ чего угодно: солнца, года, жизненного цикла, ощущения целостного единства и своей сопричастности к нему - всё это живёт в нас и, как сказочный магический круг, оберегает от невзгод взрослой жизни. И, вставая в хоровод или играя в хороводные игры уже со своими детьми, мы вновь и вновь погружаемся в хороводную магию.

В русских хороводах заложено множество педагогических возможностей. Они содержат пространственно формообразующий элемент. Постоянная смена направления движения способствует осознанию пространства, помогает детям увереннее ориентироваться в нём. Некоторые дошкольники слабо осознают своё тело и боятся двигаться, но, держась за руки они чувствуют себя увереннее и лучше сохраняют равновесие. Тот, кто обычно стремится избежать контакта Тот, кто обычно стремится избежать контакта, легко и естественно берёт соседей за руки в танцевальном кругу. Тесный контакт позитивно влияет на развитие чувств.
Подбирая хороводы, я руководствуюсь тем, чтобы дети чувствовали не только общий характер музыки, но и средства музыкальной выразительности: ритмический рисунок, интонации, выразительные мелодии, фразировку, динамику и т.д. Русский хоровод в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии его просты, логичны, в них ярко выражена фразировка.

Знакомя детей с русским хороводом, я одновременно решаю три задачи:

  • учу ребят слышать и понимать музыкальную речь;
  • приучаю детей выразительно передавать характер музыки в движениях;
  • прививаю детям любовь к народной музыке.

Хороводные игры (игровые хороводы). В игровых хороводах главным является — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях отражающих жизнь и быт народа. Рисунок игровых хороводов проще, чем в орнаментальных, поэтому они более доступны для детей младшего дошкольного возраста.
Хороводные построения (орнаментальные хороводы). Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласуют свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни. Но это доступно только детям старшего – дошкольного возраста, т. к. они имеют накопленный опыт хороводных построений и их выразительные движения, жесты и мимика подкрепляются воздействием музыки, текстами хороводов и образными движениями, которые в свою очередь являются носителями эмоционально — нравственного воспитания.
Таким образом, начиная в младшем возрасте с образно – игровых движений и танцевальных упражнений, я формирую основную базу музыкально – ритмических движений детей, используя их в игровых хороводах, что является первым звеном хороводной цепи и позволяет мне в старшем возрасте обучать детей хороводным построениям, выходя в итоге к орнаментальным хороводам. Русский хоровод отличается самобытным, ярким национальным колоритом, позволяет «заразиться» силой и свободой движения, даёт возможность почувствовать себя частицей единой стройной системы – и в результате получить огромный положительный эмоциональный заряд. Таким образом, хоровод является одним из средств не только эстетического, нравственного, но и патриотического воспитания дошкольников.
Результатом постоянных и систематических занятий с детьми является проявление их детской активности на праздниках и развлечениях с элементами фольклора. Эти праздники очень любимы детьми, сотрудниками и родителями. Детей они привлекают всем: русским народными хороводами, яркими костюмами, оформлением зала в народном стиле. Готовясь к таким праздникам, я много рассказываю детям о народных традициях, обрядах, о красоте родной природы, о том, как бережно и трепетно нужно относиться к ней, стараюсь, чтоб в сценарии каждому ребёнку была выделена какая-либо роль, соответственно возрасту и творческим возможностям.
Практика показывает, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для приобщения ребёнка к фольклору. Народное творчество, благодаря своим замечательным свойствам, даёт ни с чем не сравнимые возможности для накопления музыкально-звуковых впечатлений, представлений об искусстве русского хоровода и приобщению детей к истокам народной культуры.
Народные игры в детском саду - не развлечение, а особый метод во-влечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольк¬лорные тексты и песни, он наполняет их конкрет¬ным содержанием применительно к игровым ситуа¬циям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сде¬лать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мус¬кулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, ис¬пытывает различные решения своих проблем, учит¬ся общаться с другими людьми.